Как создавался «Черный орел»

Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.

В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.

Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.

Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.

Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.

Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.

В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.

Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.

Башня

Описание конструкции «Черного орла»

«Черный орел» выполнен на базе ходовой части основного советского танка Т-80У, в которую были внесены некоторые изменения. Корпус танка по сравнению с Т-80У был несколько удлинен, однако главной особенностью новой машины стала ее башня необычной формы. Компоновку танка можно назвать классической: отделение управления с местом механика-водителя находится в передней части корпуса, боевое отделение – в средней части машины, а в корме танка расположен моторно-трансмиссионный отсек. Однако компоновка «Черного орла» имеет и существенные отличия от большинства боевых машин отечественного и зарубежного производства. Носовая часть танка разделена продольными броневыми перегородками на три изолированных отсека. В среднем находится место механика-водителя, этот отсек сообщается с боевым отделением. В боковых отсеках находятся топливные баки. В отличие от других советских машин место механика-водителя «Черного орла» расположено не под люком, а непосредственно за ним. Такое решение позволило увеличить бронирование передней части корпуса и избавиться от ослабленной зоны. Рабочие места наводчика и командира имеют два положения: по-походному и по-боевому. В последнем положении они находятся ниже уровня погона башни. Также следует отметить, что боекомплект и запасы топлива надежно изолированы от танкистов. В боевое отделение не попадают пороховые газы, которые образуются после выстрела из пушки, потому что казенная часть орудия также отделена от экипажа.

Автомат заряжания и боекомплект вынесен в кормовую нишу башни с вышибными панелями. Одной из основных проблем советских (российских и украинских) танков является размещение боекомплекта и топлива внутри обитаемой части корпуса. Автомат заряжания, которые были впервые установлены на советский ОБТ Т-64, значительно повысили темп стрельбы боевых машин и позволили отказаться от одного из членов экипажа – заряжающего. Однако цена подобного конструкторского решения оказалась очень высокой. При попадании в боевое отделение кумулятивной струи или подкалиберного снаряда боеприпасы, уложенные в автомат заряжания, с большой долей вероятности взрываются, что приводит к гибели экипажа и потере боевой машины. На большинстве современных западных танков («Леопард-2», «Абрамс») по этой причине вообще решили отказаться от автомата заряжания. Снаряды находятся в изолированной нише, в орудие их подает четвертый член экипажа – заряжающий. Опыт использования танков в первой чеченской кампании наглядно показал все недостатки подобной компоновки. Омские танкостроители предложили решить эту проблему кардинально: на «Черном орле» автомат заряжания и боекомплект находится в кормовой нише, что значительно повышает шансы экипажа на спасение даже при попадании снаряда в танк и подрыве боекомплекта. Кроме того, горизонтальное расположение боеукладки дает возможность использовать более длинные подкалиберные снаряды, обладающие большим могуществом.

Башня танка сварная, она выполнена из двух симметричных броневых отсеков, жестко закрепленных на основании. Она имеет форму низкого плоского купола (в передней части), который переходит в прямоугольный контур, ограниченный кормовым броневым листом. Броня передней части башни имеет значительный наклон, который позволяет более уверенно противостоять подкалиберным боеприпасам.

«Черный орел» имеет три уровня защиты. Ее первым рубежом является комплекс оптико-электронных средств, предназначенный для обнаружения и выведения из строя средств поражения противника. Также на машину был установлен комплекс активной защиты, способный уничтожать ракеты и противотанковые снаряды неприятеля на расстоянии, а динамическая защита и многослойная броня уменьшают вероятность уничтожения танка при поражении его снарядом или ракетой. Не забыли конструкторы и о защите крыши башни танка, она имеет многослойную броню и надежно защищает от боеприпасов, атакующих танк сверху: BILL-2, Javelin, боеприпасы с использованием ударного ядра. Необычная форма башни делает «Черный орел» одной из самых низких машин в своем классе. Кроме этого, конструкторы уделили внимание уменьшению радиолокационной заметности танка. Предсерийный образец, продемонстрированный общественности в 1999 году, был вооружен гладкоствольной 125-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и дистанционно управляемым зенитным пулеметом «Корд» (12,7 мм). Однако в планах была установка на танк орудия калибра 135, 140 и даже 152 мм. При установке на танк 152-мм пушки машина получала возможность вести огонь на дистанцию в десять километров и использовать для стрельбы противотанковые управляемые ракеты. Танк предполагалось, что танк будет оснащен новым газотурбинным двигателем (ГТД) с мощностью не менее 1500 л. с. При массе танка в 48 тонн это обеспечивало машине рекордную удельную мощность – более 30 л. с. на одну тонну. И, как следствие, отличные динамические характеристики – большинство западных боевых машин третьего поколения имеют удельную мощность не более 25 л. с./тонну. Запас хода танка (с подвесными баками) составлял 1 тыс. км.

«Черный орел» был оснащен специальными гусеницами, на которые можно было устанавливать расширители с каждой стороны. Таким образом уменьшалось удельное давление машины на грунт и повышалась ее проходимость. Без расширителей габариты танка полностью соответствовали железнодорожным стандартам. Подвеска танка – независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами. Рабочие места наводчика и командира машины были полностью равноценны в возможности управления огнем. Каждое из них оснащено унифицированным электронным модулем, на дисплее которого отображается информация о тактической обстановке, карта местности, информация о состоянии различных систем боевой машины. Информация о целях и общей обстановке поступает на электронные модули командира и наводчика по оптическим, инфракрасным и тепловизионным каналам. Танк оснащен баллистическим вычислителем и лазерным дальномером. Баллистический вычислитель автоматически вырабатывает поправки на скорости цели и машины, определяет дальность до цели, учитывает боковой ветер, изгиб и износ канала ствола, крен оси цапф орудия и даже температуру воздуха и его атмосферное давление.

Предполагаемые технические характеристики

Попробуем сравнить, хотя бы по массово-габаритным параметрам, танк «Чёрный орёл» и его конкурента Т-95.

 «Объект 640»«Объект 195» (Т-95)
Длина корпуса, м 7,9 6,4
Ширина, м 3 2,3
Высота, м 1,7 2
Масса, т 48 58
Мощность двигателя, л.с. 1500 1650
Скорость, км/ч 80 75
Вооружение 125мм орудие, 12,7мм пулемёт, 7.62мм пулемёт 152мм орудие, 30мм автоматическая пушка, 12,7мм пулемёт

Как уже оговаривалось, «Чёрный орёл» материализовался только в виде ходового макета, но опубликованные чертежи «объекта 640» позволяют достаточно полно представить, что же хотели получить конструкторы. Танк, сохраняя определённую преемственность и унификацию с Т-80, ценой некоторого увеличения веса и размеров, становился подвижнее и намного более живучим.

«Чёрный орёл» Объект 640

С танком Т-95 ситуация другая. До сих пор сведения о нём можно собрать только из разрозненных публикаций. Его изначально собирались вооружить 152мм орудием, и хотя калибр впечатляет сам по себе, такое решение до сих пор остаётся спорным. Автоматические пушки в качестве вспомогательного вооружения на танках периодически появляются, но вытеснить классическую схему «пушка, спаренный пулемёт, крупнокалиберный пулемёт» так и не смогли.

Возможно, конструкторы считали, что 30мм пушка, способная в выгодных условиях поражать бронетехнику, позволит экономить ограниченный боезапас 152мм снарядов. Неизвестно и то, какой подвижностью должен был обладать Т-95, более тяжёлый, чем «Чёрный орёл», а по мощности превосходящий его незначительно.

За пафосным названием «Чёрный орёл» и малообоснованными заявлениями скрывался достаточно интересный и вполне современный проект.

Конструкторы «объекта 640» удачно соединили существующие, (но до сих пор в отечественном танкостроении не применённые) решения с оригинальными находками. Уже замечалось, что включённые в систему защиты топливные баки использовались на «Абрамсе».

Автомат заряжания с боеукладкой в защищённом отсеке применили французы на «Леклерке». Но вот сделать всю систему заряжания отдельным съёмным модулем до омичей не пытались. Даже на позднейших модификациях Т-90 в отсек за башней лишь перенесли часть боекомплекта. А в Нижнем Тагиле могли бы воспользоваться омскими наработками и поднять живучесть своего танка на порядок. Ведь топливные баки за бронепереборками появились и на «девяностом».

Конечно, на фоне «Арматы» «Чёрный орёл» уже не так впечатляет. Но раз уж в ближайшее время основным танком останется Т-90 – можно только надеяться, что идеи, заложенные в «объект 640» ещё найдут применение.

Вооружение танка

Вооружение Т-95
Пулемет легко снимается для удобства транспортировки

Базовое вооружение танка «Черный орел» представлено следующими аспектами:

  • 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с боекомплектом в 32 снаряда;
  • два пулемета — ПКТ на 7,62 мм и «Корд» на 12,7 мм;
  • гранатометы для создания дымовой завесы.

Конструкция танка предусматривала возможность замены орудия на более крупное, вплоть до 152 мм. Управление пушкой, пулеметами и гранатометом осуществлялось автоматизировано. При этом у наводчика и командира имелся равный доступ к вооружениям.

Автоматизированный механизм заряжания — одна из ключевых особенностей танка. Разработки в данном направлении велись и в других странах, основная проблема заключалась в детонации боекомплекта в случае попадания кумулятивного снаряда.

Это приводила к потере экипажа и танка, из-за чего западные машины, к примеру «Леопард-2», «Абрамс», отказались от автоматизированного заряжания. У них данный функционал обеспечивается четвертым членом экипажа — заряжающим.

У танка «Черный орел» боекомплект выведен наружу. Снаряды уложены горизонтально в бронированном съемном модуле, расположенном за башней над моторно-трансмиссионным отсеком. Их положение ориентировано по оси пушки, с казенной частью сообщаются только в момент заряжания.

Уровни защиты

Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.

«Черный орел» имеет три уровня защиты:

  • традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
  • активное поражение снарядов;
  • радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.

Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.

Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.

Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.

Третий уровень защиты — комплекс приборов типа «Штора», рассчитанный на обнаружение и подавление электронных устройств противника. Действует на расстоянии до 5 км. Дополнительно предусмотрен выпуск аэрозольных гранат для создания помех.

Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:

  • радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
  • экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
  • аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
  • в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
  • последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.

В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.

Достоинства и недостатки

Корма Т-95
Кормовая часть

К преимуществам экспериментального танка относят:

  • хорошие ходовые качества;
  • комплексную трехуровневую защиту машины;
  • защиту экипажа от снарядов и подрыва;
  • автоматизированное заряжание орудия.

Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.

Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.

Почему остановились работы над прототипом

После 1999 Чёрный орёл танк открыто больше не демонстрировался. О его принятии также никто не заявлял. На фоне отсутствия заказов от Минобороны Омский завод в 2005 году обанкротился. Именно данный аспект и считается причиной прекращения разработок.

В 2009 появилось официальное заявление Минобороны о том, что танка «Черный орел» не существует. Все наработки в данном направлении были направлены на создание «Арматы», из-за чего «Объект 640» считается одним из ее предшественников.

Почему не взлетел «Черный орел»?

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Перспективы проекта

По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.

28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном танке «Армата».

Видео

[spoiler title=»Источники»]

  • https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/tank-chernyj-orel.html
  • https://war-book.ru/osnovnoj-tank-obekt-640-chernyj-orel/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/chyornyy-oryol/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/cherniy-orel/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%91%D0%BB_(%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA)

[/spoiler]

От Recordina