История создания

Техническое предложение самолёта было подготовлено в порядке реализации контракта (Соглашение с AVIC II № 808/2003 от 20.12.2003), заключённого украинским «Антоновым» с китайской государственной авиастроительной корпорацией AVIC-II 20 декабря 2003 года, и ставшего по сути отправной точкой в создании Y-20. Аванпроект ТТС вполне соответствует нынешнему конечному облику Юнь-20, отличаясь только предложением по двигателям — вместо используемых сейчас российских Д-30КП-2 предполагалось использовать китайские двигатели FWS10-118 (оставались в стадии разработки до 2020 года). ТТХ аванпроекта ТТС также явно несколько более оптимистичны, чем нынешние характеристики Юнь-20. Также на Юнь-20 отсутствует предлагавшаяся в аванпроекте ТТС обдувка закрылков двигателями в стиле американского C-17A.

Самолёт разрабатывается с 2006 года. 26 января 2013 года состоялся первый полёт первого прототипа Юнь-20. 14 декабря 2013 второй прототип поднялся в небо.

В июне 2016 первые два Y-20 были переданы для опытной эксплуатации в ВВС КНР.

Все прототипы оснащены российскими двигателями Д-30КП-2. Однако серийные самолёты по плану должны оснащаться собственным турбовентиляторным двигателем WS-18 с большей (122 кН против 117 кН), чем у Д-30КП-2, тягой. Однако, в 2016 году стало известно о контракте на поставку большой партии Д-30КП2 в Китай; Китай заменил российские Д-30КП-2 на собственные более мощные WS-20 только в 2020 году.

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Юнь-20:

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: ~47 м
  • Размах крыла: ~45 м
  • Высота: ~15 м
  • Колея шасси:
  • База шасси:
  • Площадь крыла: 310 м²
  • Масса пустого: ~100 000 кг
  • Масса максимальная взлётная: 220 000 кг
  • Максимальная полезная нагрузка: 66 000 кг
  • Ёмкость топливных баков:
  • Двигатели: : 4 × Д-30КП-2 (4 × WS-18 по плану)
    • Тяга максимальная: 4 × 117 кН (4 × 122 кН по плану)
  • Максимальная скорость: 830 км/ч
  • Крейсерская скорость на малой высоте: ~780
  • Перегоночная дальность полёта: 7800 км
  • Дальность полёта:
    • с грузом массой 66 000 кг — 4400 км
  • Практический потолок: 13 000 м

Y-20: первая ласточка китайской стратегической транспортной авиации

7 июня 201663 По информации китайских средств массовой информации, военно-транспортный самолет Y-20 «очень скоро» будет принят на вооружение ВВС НОАК, об этом пишет «Военный паритет». В частности, об этом говорил Чжу Чень менеджер данной программы, глава отдела по разработке крупных авиационных проектов. По его словам, КНР может понадобиться более тысячи самолетов Y-20. По словам Чжу Ченя, самолет создавался китайскими специалистами с учетом опыта подобных разработок в России и США. При этом в Китае самолет будет активно эксплуатироваться не только военными, но и гражданскими авиаперевозчиками.

Двигатели для данного самолета Китай пока что импортирует из Российской Федерации, но серийный выпуск собственного ТРДД — это лишь вопрос времени, отметил Чжу Чень. «После того как военно-транспортный самолет Y-20 поступит на вооружение НОАК, в Китае начнется создание собственной стратегической транспортной авиации», — отметил он. Первый полет самолета Y-20 был совершен в январе 2013 года, таким образом, КНР стала третьей страной в мире, которая смогла создать самолет подобного класса после России и США. Максимальная взлетная масса самолета составляет более 200 тонн, полезная нагрузка — 66 тонн. Это означает, что самолет сможет транспортировать по воздуху такой тяжелый груз, как основной боевой танк Тип99А2, весящий 58 тонн. Согласно расчетным данным, дальность полета самолета с полезной нагрузкой в 51 тонну должна составить 5200 километров. С грузом массой 66 тонн самолет должен пролететь 3700 километров, что позволит ему совершать беспосадочные перелеты из Харбина в Тибет. Управляет самолетом экипаж из 3-х человек.

Стоит отметить, что в последние годы китайское военно-политическое руководство уделяет большое внимание наращиванию возможностей собственной авиационной промышленности в области создания и выпуска военно-транспортных самолетов (ВТС) и вертолетов различного назначения. Китаю не привыкать начинать создавать что-то практически с нуля. В этой отрасли у Поднебесной наблюдаются определенные проблемы и трудности, что ведет к технологическому отставанию КНР от ведущих стран — производителей авиатехники, обусловлено это зависимостью от импорта ряда основных компонентов и узлов. В частности, речь идет о двигателях российского производства, которые были установлены на первых прототипах самолета Y-20.
Как известно, в 2009-2011 годах в КНР из России было поставлено 55 двигателей Д-30КП-2, произведенных Рыбинским НПО «Сатурн». В 2011 году между Китаем и «Рособоронэкспортом» был заключен очередной контракт, на этот раз на поставку в КНР еще 184 двигателей Д-30КП-2. Первая партия данных ТРДД была передана заказчику в октябре 2011 года. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель был разработан еще в 1960-х годах, а его серийное производство началось в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно модифицировался и дорабатывался, что обеспечивает его долголетие. Данные двигатели можно встретить на самолетах Ил-76 и его модификациях Ил-78 и А-50. В Китае работают над созданием копии данного двигателя и двигателей на его основе.

Д-30КП, фото НПО «Сатурн»
По словам военных экспертов, новый стратегический военно-транспортный самолет гораздо более важен для ВВС Китая, чем разработка перспективного многоцелевого истребителя J-20 пятого поколения, который больше отражает растущие военные амбиции КНР. Военно-транспортный самолет Y-20, по всей видимости, начали разрабатывать еще в 1990-х годах, а первоочередное государственное финансирование данный проект получил лишь в 2006 году. Окончательно проект нового 200-тонного военно-транспортного самолета был утвержден в 2009 году, в том же году в Китае приступили к постройке первого прототипа. Первый полет данного ВТС состоялся 26 января 2013 года. Видеозапись данного события активно транслировалась в эфире китайских телекомпаний, подтверждение со стороны Минобороны страны о первом полете нового самолета было получено 27 января 2013 года. Наземные испытания самолета Y-20 проводились в Поднебесной с декабря 2012 года.
На сегодняшний день известно как минимум о пяти прототипах китайского военно-транспортного самолета Y-20. Помимо уже упоминавшегося первого образца с бортовым номером «781», который совершил первый полет 26 января 2013 года, известен второй прототип под номером «783», который впервые поднялся в небо 14 декабря 2013 года. Третий опытный образец самолета взлетел 31 января 2015 года. В декабре того же года в небо поднялся четвертый летный образец тяжелого китайского военно-транспортного самолета, имеющий бортовой номер «784». И уже в январе 2016 года предприятием Xian Aircraft Industrial Corporation на летное поле был выкачен пятый летный опытный образец с бортовым номером «786», его испытания будут продолжаться на протяжении текущего года.

Тяжелый транспортный самолет Y-20 создавался по схеме четырехмоторного высокоплана, обладающего Т-образным хвостовым оперением. Военно-транспортный самолет был оснащен многостоечным убираемым шасси, а также грузовой аппарелью, расположенной в его хвостовой части. Внешне китайский транспортник чем-то похож на американский военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III. На данный момент времени Y-20 не имеет собственных современных турбореактивных двигателей, на нем установлены ТРДД Д-30КП2 российского производства, характеристики которых не дотягивают до авиационного двигателя ПС-90А76, который устанавливается на российские военно-транспортные Ил-76МД-90А (иногда называют Ил-476). При этом серийные самолеты Y-20 согласно планам должны получить турбореактивные двигатели собственного китайского производства — WS-18 с чуть большей тягой (122 кН против 117 кН у Д-30КП-2).
По всей видимости, процесс разработки и испытаний нового китайского военно-транспортного самолета Y-20 завершится до конца 2016 года. Крупная авиастроительная корпорация Xian планирует сразу же после завершения испытаний передать первый самолет ВВС НОАК. Предполагается, что серийный выпуск самолетов Y-20 начнется уже в конце 2016 года или в самом начале 2017 года. ВТС Xian Y-20 был создан для эксплуатации с аэродромов различных типов, самолет в состоянии перевозить большинство боевых и вспомогательных машин, находящихся на вооружении Народно-освобительной армии Китая. Он в состоянии перевозить по воздуху грузы массой до 66 тонн, это больше, чем может перевезти Ил-76. Появление такого самолета в Китае откроет новые возможности не только для военных, но и для гражданских грузоперевозчиков, а также расширит возможности быстрого реагирования в случае чрезвычайных ситуаций и во время проведения крупных гуманитарных акций.

По словам китайского военного эксперта Сюй Юньлиня, период испытаний военных самолетов обычно составляет от 3-х до 5-ти лет. Наземные испытания самолета Y-20 начались в декабре 2012 года, первый полет он совершил в январе 2013 года, исходя из этого, завершения испытаний машины стоит ждать совсем скоро. Первый же полет данного военно-транспортного самолета позволил поставить Китай в один ряд с государствами, создавшими свои транспортные самолеты весом порядка 200 тонн (Россия и США). «Этот военно-транспортный самолет является не только демонстрацией возможностей военной промышленности Китая, но и растущего потенциала китайской армии», — подчеркнул Сюй Юньлин.
Официально новый самолет уже носит название «Куньпэнь» (Kunpeng) — это название древней мифической птицы, которая была в состоянии летать на тысячи километров. Несмотря на это, в китайской военной промышленности данное название больше связывают с видом пухлой девушки, которая возникает как ассоциация на большие размеры транспортника. По словам китайского военного эксперта Чэнь Хуня, грузоподъемность Y-20, аэродинамическая компоновка самолета и общая эффективность превзойдут российские аналоги.

Крупнейшие военные самолёты мира

#3 McDonnell Douglas KC-10 Extender / США

KC-10 Extender — это танкер и грузовой самолет, находящийся на вооружении ВВС США и Королевских ВВС Нидерландов. Максимальная взлетная масса самолета составляет 267,6 т, а его грузоподъемность составляет 77 т и 161 т, соответственно.

Предназначенный главным образом для дозаправки в воздухе, самолет может выполнять задачи танкера и грузового самолета, заправляя истребители, и может одновременно перевозить вспомогательный персонал и оборудование в зарубежных развертываниях.

KC-10 Extender оснащен тремя турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-50C2, которые вырабатывают тягу по 52 500 фунтов (233,5 кН) каждый.

Силовая установка обеспечивает максимальную скорость 996 км/ч и дальность 7 081 км с грузом и 18 507 км без груза.

#2 Lockheed Martin C-5M Super Galaxy / США

C-5M Super Galaxy, изготовленная Lockheed Martin, является крупнейшим военно-транспортным самолетом, используемым ВВС США (ВВС США). Это улучшенная версия стратегического авиалайнера C-5 Galaxy и может взлетать с максимальным весом 381 т, включая полезную нагрузку 129 т. C-5M может перевозить типичную загрузку шести транспортных средств с противоминной защитой (MRAP) или пяти вертолетов.

Первый C-5 Galaxy поступил на вооружение ВВС США в 1970 году, а C-5M был введен в эксплуатацию в 2009 году. C-5M длиной 75,5 м и высотой 19,8 м позволяет одновременно выполнять быструю погрузку/разгрузку с передней и задней частей.

C-5M Super Galaxy может летать с нормальной крейсерской скоростью 518 миль в час (0,77 Маха) с максимальной дальностью полета 7 000 км. Силовая установка состоит из четырех турбовентиляторов GE CF-80C2, генерирующих тягу в 50 580 фунтов (225 кН) каждый.

#1 Ан-24 Руслан / СССР

Ан-124 «Руслан» (по кодировке НАТО: Condor), разработанный Антоновым, является крупнейшим в мире военно-транспортным самолетом благодаря гигантской взлетной массе в 392 т. Ан-124-100 может нести полезную нагрузку в 120 т и способен перевозить тяжелые и негабаритные грузы, а также различные боевые машины.

Первый полет Ан-124 «Руслан» состоялся в декабре 1982 года. Самолет имеет грузовой отсек, который на 20% больше, чем у C-5 Galaxy. Передние и задние грузовые двери самолета обеспечивают быструю погрузку/выгрузку тяжелых грузов с легкостью.

Самолет оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями «Ивченко Прогресс Д-18Т» с усилием 229,85 кН каждый. Многоколесное шасси Ан-124 обеспечивает работу с грунтовых ВПП.

Самолет имеет крейсерскую скорость от 800 км/ч до 850 км/ч и дальность полета 7500 км.

Если вам понравился материал, ставьтелайк, иподписывайтесьна наш канал! Впереди вас ждет еще много интересного о вооружении России и других стран мира.

Какой самолет российского производства самый большой?

Самый большой серийный российский самолет гражданского назначения — АН-225. Лайнер был спроектирован и разработан государственным предприятием имени Антонова. Судно приводится в движение посредством шести турбореактивных моторов, а хвостовое оперение представлено двумя килями. Чтобы самолет гигант мог разогнать необходимую для взлета скорость, инженеры увеличили количество стоек основного шасси.

АН-225 — самый большой грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в воздушное пространство. Единственным лайнером, превосходящим его по размаху крыльев, является «Hercules H4 Hughes», который считается летающей лодкой.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Y-20
  • https://topwar.ru/96397-y-20-pervaya-lastochka-kitayskoy-strategicheskoy-transportnoy-aviacii.html
  • https://zen.yandex.com/media/vooruzhenie/top10-krupneishih-voennotransportnyh-samoletov-chast-iii-5d382d5cd4f07a00af1aa62e
  • https://samoletos.ru/samolety/samie-bolshie

[/spoiler]

От Recordina